ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
На современном этапе развития Российской Федерации в Национальном плане противодействия коррупции акцент смещается на формирование в обществе антикоррупционного правосознания, то есть внутреннего неприятия коррупции в любых ее проявлениях. В решении данной проблемы ключевая роль принадлежит образовательным организациям. Сегодня главнейшая задача государственной антикоррупционной политики состоит в том, чтобы сформировать у каждого из граждан страны внутреннее убеждение, что быть коррупционером не только опасно, но и позорно, а жить честно – выгодно и престижно. Формировать качества честной и достойной человека жизни – никогда не поздно, но закладываются они не только в семье и школе, но и в образовательной организации.
1.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Коррупция является системной социальной проблемой, характерной не только для России, но и для большинства стран мира. В комплексном подходе к этой проблеме, особенно в аспекте противодействия и профилактики, важны четкие правовые основания. За последние годы в Российской Федерации было создано антикоррупционное законодательство и разработан соответствующий нормативный инструментарий, позволяющий бороться с этим негативным явлением. Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Правовой основой организации работы по профилактике и противодействию коррупции в образовательных организациях являются следующие нормативные правовые акты:
– Конституция Российской Федерации – Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
– Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
– Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
– Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»;
– Указ Президента Российской Федерации от 08.03.2015 № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции»;
– Указ Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции»;
– Постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных 5 (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации»;
– Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции»;
– Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (Утверждены Президентом Российской Федерации 28.04.2011 № Пр-1168).
– Приказ Рособрнадзора РФ от 29.09.2014 № 1551 «Об утверждении Перечней должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки»;
Вышеприведенные нормативные правовые документы являются основой осуществления антикоррупционной политики в образовательной организации и должны быть отражены в локальных актах, регламентирующих это направление деятельности (Например, Положение о Комиссии по противодействию коррупции в ОО, Памятка об ограничениях, запретах и обязанностях работников, установленных в целях противодействия коррупции и др.) Организация работы по профилактике и противодействию коррупции в образовательных организациях предполагает, прежде всего, уточнение ряда терминов, определяющих сущность коррупции как социального явления.
Коррупция – злоупотребление должностным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (понятие определено Федеральным законом от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность работника влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при котором возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. 7 Личная заинтересованность – возможность получения работником при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для работника, членов его семьи и лиц, состоящих в родстве и свойстве, а также для граждан или организаций, с которыми работник связан финансовыми или иными обязательствами. Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч.1 ст. 204 УК РФ).
Ответственность за несоблюдение предусмотренных ограничений и запретов.
Одним из важных моментов в организации работы по профилактике и противодействию коррупции в образовательных организациях является создание условий по информированию работников о степени ответственности за несоблюдение предусмотренных ограничений и запретов, обеспечивающих предупреждение коррупции в образовательной организации. Одним из документов образовательной организации, который может содержать такие сведения, является «Памятка об ограничениях, запретах и обязанностях работников образовательной организации, установленных в целях противодействия коррупции». Памятка разрабатывается как локальный акт ОО (более подробно об этом в разделе 2.2. данных методических рекомендаций) и обязательна для ознакомления всеми работниками организации. Согласно ст.13 ФЗ-273 граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения 8
Нарушение запретов, требований и ограничений, установленных для работников ОО в целях предупреждения коррупции, является основанием для применения дисциплинарных взысканий. В соответствии со ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Особое внимание следует обратить на то, что в соответствии с п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставления или представления неполных, или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Административная ответственность за коррупционные правонарушения КоАП РФ устанавливает административную ответственность более чем за 20 правонарушений коррупционного характера (в том числе предусмотренных статьями 7.27, 7.29–7.32, 13.11, 13.14, 15.21, 19.28, 19.29 КоАП РФ): мелкое хищение (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты); нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков; использование служебной информации на рынке ценных бумаг; нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных); разглашение информации с ограниченным доступом; получение незаконного вознаграждения от имени юридического лица; незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) и другие. За совершение административных правонарушений коррупционной направленности могут налагаться и применяться следующие административные наказания:
административный штраф;
административный арест;
дисквалификация.
Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности установлена УК РФ.
К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, связанные со злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческим подкупом либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица (глава 23 и глава 30 УК РФ).
За преступления коррупционной направленности УК РФ предусмотрены следующие виды наказаний:
штраф;
лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
обязательные работы;
исправительные работы;
принудительные работы;
ограничение свободы;
лишение свободы на определенный срок.
Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, в том числе совершением коррупционного преступления (правонарушения), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с положениями ст. 1064 ГК РФ законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, может быть освобождено от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Ст. 575 ГК РФ содержит запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 рублей, работникам образовательных организаций. Работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданскоправовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
1.1.Создание системы мер противодействия коррупции в образовательной организации Согласно действующему законодательству любая организация, в том числе, образовательная, обязана разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Министерством труда России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» подготовлены рекомендации по формированию единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях (Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции утверждены 08 ноября 2013 г.).
Эти рекомендации могут использоваться и образовательными организациями с целью осуществления антикоррупционной политики и разработки комплекса мер по предупреждению и противодействию коррупции. При создании системы мер противодействия коррупции в организации рекомендуется основываться на следующих ключевых принципах: 1. Принцип соответствия политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам. Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к образовательной организации.
2. Принцип личного примера руководства. Ключевая роль руководства образовательной организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.
3. Принцип вовлеченности работников. Информированность всех работников образовательной организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции. Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данной организации коррупционных рисков.
5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур. Применение в организации таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.
6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания. Неотвратимость наказания для работников организации вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства организации за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.
7. Принцип информационной открытости образовательной организации. Информирование всех участников образовательных отношений и общественности о принятых в организации мерах по профилактике и противодействию коррупции.
8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга. Регулярное осуществление мониторинга эффективности проводимых мер в рамках осуществления антикоррупционной политики, а также контроль за их исполнением.
Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.
Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе с одноименным названием – «Антикоррупционная политика (наименование организации)».
В образовательных организациях антикоррупционную политику, как направление деятельности организации, осуществляет специально созданная комиссия. В состав такой комиссии могут входить: директор (ректор) организации (председатель Комиссии), заместители, а также те преподаватели, которые непосредственно осуществляют воспитательную работу по формированию антикоррупционного мировоззрения у обучающихся.
Комиссия, утвержденная приказом руководителя образовательной организации, в своей деятельности должна руководствоваться соответствующим Положением о Комиссии по противодействию коррупции в ОО. Основные меры по предупреждению коррупции, принимаемые в образовательной организации, могут включать:
1. Определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2. Сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3. Разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4. Принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6. Недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Организация работы по профилактике и противодействию коррупции в образовательных организациях может осуществляться по следующим направлениям:
1. Нормативное обеспечение противодействию коррупции (Разработка локальных актов в ОО, экспертиза вновь принимаемых ОО локальных актов на наличие коррупционной составляющей, составление списка должностей работников ОО, деятельность которых сопряжена с возникновением коррупционных рисков)
2. Участие в антикоррупционном мониторинге (предоставление полной информации и сведений о проводимых в образовательной организации антикоррупционных мероприятиях, о направлениях воспитательной работы по формированию у обучающихся антикоррупционного мировоззрения). Данная информация должна располагаться на официальном сайте образовательной организации в разделе «Противодействие коррупции».
3. Организация взаимодействия с правоохранительными органами, учредителями образовательных организаций. Большое значение в данном направлении следует уделять двум процедурам, являющимся по статистике, наиболее подверженными коррупционным рискам.
4. Организация взаимодействия с родителями. Это направление необходимо разработать наиболее тщательно, так как именно в процессе взаимодействия родителей с руководством и преподавателями образовательных организаций, чаще всего возникают ситуации, трактуемые как проявление коррупционной деятельности.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу может включать следующие мероприятия:
– Рассмотрение в соответствии с действующим законодательством обращений участников образовательных отношений, содержащих сведения о коррупции по вопросам, находящимся в компетенции администрации ОО
– Проведение родительских собраний по ознакомлению родителей (законных представителей) обучающихся с нормативными актами по вопросу предоставления гражданам платных образовательных услуг, привлечения и использования благотворительных средств и мерах по предупреждению незаконных сборов денежных средств с родителей (законных представителей).
– Размещение на официальном сайте ОО Отчета о результатах самообследования деятельности образовательной организации, Отчета о расходовании финансовых средств, привлеченных в организацию по договорам пожертвования.
– Ведение и обновление на официальном сайте ОО раздела «Противодействие коррупции»
– Проведение социологического исследования среди родителей (законных представителей) обучающихся по теме «Удовлетворённость потребителей качеством образовательных услуг»
– Экспертиза жалоб и обращений граждан, поступающих через информационные каналы связи (электронная почта, телефон, гостевая книга сайта ОО) на предмет установления фактов проявления коррупции должностными лицами ОО
5. Правовое просвещение и повышение антикоррупционной компетентности обучающихся, работников образовательной организации. Данное направление является одним из наиболее важных, так как ни одни меры по предупреждению проявлений коррупции, привлечению к ответственности за совершенные действия, не будут эффективны, пока у человека не сформируется внутренняя позиция категорического неприятия к явлениям с коррумпированной составляющей. Работа по правовому просвещению работников может осуществляться в двух формах:
– Рассмотрение вопросов исполнения законодательства о борьбе с коррупцией на совещаниях при директоре (ректоре), советах.
– Организация повышения квалификации работников ОО по формированию антикоррупционных установок личности обучающихся.
6. Осуществление контроля финансово-хозяйственной и образовательной деятельности ОО в целях предупреждения коррупции:
– Осуществление контроля за соблюдением требований, установленных Федеральным законом РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом РФ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
– Осуществление контроля за целевым использованием бюджетных средств.
– Осуществление контроля за получением, учётом, хранением, заполнением и порядком выдачи дипломов.
Оценка коррупционных рисков, связанных с деятельностью образовательной организации Отдельное пристальное внимание при осуществлении в образовательной организации антикоррупционной политики необходимо уделять оценке коррупционных рисков, которые могут быть связаны с деятельностью ОО.
Такая оценка позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности организации и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции. Оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить как на стадии разработки антикоррупционной политики, так и после ее утверждения на регулярной основе.
При этом возможен следующий порядок проведения оценки коррупционных рисков:
– представить деятельность организации в виде отдельных процессов (направлений), в каждом из которых выделить составные элементы (подпроцессы);
– выделить «критические точки» – для каждого процесса определить те элементы (подпроцессы), при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений.
Для каждого подпроцесса, реализация которого связана с коррупционным риском, составить описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:
– характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено образовательной организацией или ее отдельными работниками при совершении «коррупционного правонарушения»;
– должности в организации, которые являются «ключевыми» для совершения коррупционного правонарушения
- участие каких должностных лиц организации необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным;
– вероятные формы осуществления коррупционных платежей. – на основании проведенного анализа подготовить «карту коррупционных рисков образовательной организации»
– сводное описание «критических точек» и возможных коррупционных правонарушений.
Так, например, результаты инспектирования образовательных учреждений показывают, что в ОО сложились уже «классические» формы коррупционных схем:
- Вступительные взносы при поступлении студента в ОО под видом благотворительности в форме финансового взноса конкретной суммы, предложение приобрести мебель, оплатить ремонт и т.д.;
- Единовременный взнос на приобретение чего-либо (на учебники, мебель, компьютеры и т.д.), на подготовку ОО к началу учебного года и т.д.;
- Систематические (ежемесячные) сборы установленной суммы в фонд ОО: на оплату охраны, интернета, сайта, на приобретение канцтоваров, текущие расходы и др. услуги;
- Инициативы родителей (предложение отдельной группы родителей по сбору денег на подарок преподавателю, директору (ректору), на шторы, на установку пластиковых окон и т.д., и возведение его в ранг добровольнообязательного);
- Репетиторство со студентом ОО;
- Вознаграждение преподавателю за содействие по зачислению студента в определенную группу, факультатив и др.;
- Благодарность родителей за более высокие оценки, исправление оценок в дипломе при выпуске из ОО и др.;
- Общественные фонды, созданные, как правило, по инициативе директора (ректора) ОО для формализации распределения родительских и спонсорских средств. Как правило, приоритеты в распределении средств фонда отдаются предложениям директора (ректора) ОО.
Этот перечень далеко не полный и каждый может дополнить его своими конкретными примерами – креатив коррупционера безграничен. Как и всякое негативное явление, коррупцию легче предотвратить, чем с ней бороться. Естественное стремление обеспечить более комфортные условия обучения и воспитания, сделать ОО более жизнеспособной, заставляет ее администрацию изыскивать дополнительные материальные ресурсы. При этом легче всего использовать пути наименьшего сопротивления – мобилизовать материальный потенциал родителей в фонд ОО. Законодательством РФ не запрещается привлечение для целей образования на добровольной основе спонсорской помощи, средств родителей, организаций, предприятий. Администрация ОО использует данный факт для, вроде как, добровольных взносов, которые фактически являются обязательными. Если подобные акции осуществляются по группам преподавателями, деньги сдаются преподавателям, директору (ректору) ОО или другим лицам, хранятся наличкой 16 или в сейфе директора (ректора), или в бухгалтерии, не приходуются, квитанции родителям не выдаются, отчет об их расходовании до сведения родителей не доводится – все это основания для того, чтобы привлечь должностных лиц к ответственности по факту коррупционной составляющей их деятельности.
Чтобы не выходить за рамки законодательства при привлечении в образовательную организацию средств родителей и спонсорской помощи на добровольной основе, необходимо учесть ряд важных моментов:
– Руководство ОО обязано представить полную информацию участникам образовательных отношений о их правах и обязанностях при осуществлении пожертвований на добровольной основе. Акцент должен быть сделан на том, что такое пожертвование является добровольным!
– Руководством ОО должна быть предоставлена полная информация о тех целях, на осуществление которых принимаются добровольные пожертвования.
– Родители обучающихся перед заключением договора пожертвования с образовательной организацией должны написать заявление о добровольном согласии на передачу средств образовательной организации.
– Договор заключается в двух экземплярах.
– Средства перечисляются на расчетный счет образовательной организации или вносятся в кассу ОО.
– Образовательная организация должна предоставлять полный финансовый отчет о поступлении и расходовании средств, полученных в результате добровольного пожертвования родителями обучающихся, спонсорами. Отчет должен размещаться на сайте ОО.
При соблюдении этих правил обеспечиваются подотчетность, контроль дарителя, возможность влияния на ОО. Обладает признаками коррупциогенности и такая ситуация, когда ОО по закону обязана бесплатно предоставить какие-то услуги, но фактически взимает за них плату.
Классическая коррупционная ситуация возникает и в том случае, когда родители движимы чувством отблагодарить преподавателя в форме подарка или денежного подношения. Соответственно преподаватель полагает естественным не отказывать благо дарителям.
Типичный пример коррупциогенности в ОО – внушение студентам мысли о том, что им нужны дополнительные платные занятия с преподавателем. Преподаватель создает у своих студентов «навязанное незнание», особенно часто это бывает с иностранным языком, с математикой. Студента искусственно переводят в ситуацию неуспешности и вызывают желание попросить преподавателя позаниматься с ним дополнительно. Часто, чтобы избежать обвинений в коррупции, преподаватели по договоренности передают своих студентов друг другу, но сути дела это не меняет.
Преподаватель может подрабатывать в качестве частного преподавателя, но не с студентами своей ОО. Для того чтобы минимизировать или вовсе избежать коррупционных рисков в образовательной организации необходимо разработать комплекс мер для каждой «критической точки».
Такие меры могут включать:
– детальную регламентацию способа и сроков совершения действий работником в «критической точке»;
– реинжиниринг функций, в том числе их перераспределение между работниками внутри организации;
– введение или расширение процессуальных форм внешнего взаимодействия работников организации со студентами и с родителями. Например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления такого взаимодействия;
– введение ограничений, затрудняющих осуществление коррупционных платежей.
2.2. Алгоритм разработки локальных актов образовательной организации Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками образовательной организации.
- Разработка локального акта «Антикоррупционная политика ОО» – это первое, с чего начинается организация работы по профилактике и противодействию коррупции в образовательных организациях. Разработчиком антикоррупционной политики может выступать должностное лицо образовательной организации, на которое планируется возложить функции по профилактике и противодействию коррупции. Так, например, в общеобразовательной организации это может быть заместитель директор (ректор)а по правовым вопросам. Помимо лиц, непосредственно ответственных за разработку проекта антикоррупционной политики, рекомендуется активно привлекать к его обсуждению всех участников образовательных отношений, представителей общественности. Для этого необходимо обеспечить информирование педагогических работников о возможности участия в подготовке проекта. В частности, проект политики может быть размещен на официальном сайте ОО.
18 Согласование проекта и его утверждение.
Проект антикоррупционной политики, подготовленный с учетом поступивших предложений и замечаний, рекомендуется согласовать с юристом, представителями работников (профсоюз), после чего представить руководству организации. Итоговая версия проекта подлежит утверждению руководителем образовательной организации. Принятие политики в форме локального нормативного акта обеспечит обязательность ее соблюдения всеми работниками организации, что может быть также обеспечено посредством включения данных требований в трудовые договоры в качестве обязанности работников. Информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике. Утвержденная антикоррупционная политика организации доводится до сведения всех работников организации. Рекомендуется организовать ознакомление с политикой работников, принимаемых на работу в организацию, под роспись. Также следует обеспечить возможность беспрепятственного доступа работников к тексту политики – разместить его на официальном сайте образовательной организации. Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется спецификой этой организации и особенностями условий, в которых она функционирует.
Рекомендуется отразить в антикоррупционной политике следующие вопросы:
- цели и задачи внедрения антикоррупционной политики;
- используемые в политике понятия и определения;
- основные принципы антикоррупционной деятельности организации; - область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие;
- определение должностных лиц организации, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;
- определение и закрепление обязанностей работников и организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
- установление перечня реализуемых организацией антикоррупционных мероприятий и процедур и порядок их выполнения (применения);
- ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики;
- порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику организации. В антикоррупционную политику организации рекомендуется включить перечень конкретных мероприятий, которые организация планирует реализовать в целях предупреждения и противодействия коррупции. Набор таких мероприятий может варьироваться и зависит от конкретных потребностей и возможностей организации.
- Создание в образовательной организации Комиссии по противодействию коррупции.
Персональный состав Комиссии принимается на собрании трудового коллектива ОО и утверждается приказом директора ОО. Комиссия формируется в составе председателя Комиссии, заместителя председателя Комиссии, секретаря Комиссии и членов Комиссии. Председателем Комиссии является директор (ректор) ОО. Председатель Комиссии, заместители председателя Комиссии, секретарь Комиссии и члены Комиссии принимают участие в работе Комиссии на общественных началах. Задачами деятельности Комиссии в образовательной организации, как правило, являются:
– подготовка предложений по противодействию коррупции в ОО, касающихся выработки и реализации мер в области противодействия коррупции;
– взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, средствами массовой информации, организациями, в том числе общественными объединениями, участвующими в реализации антикоррупционной политики, по вопросам противодействия коррупции;
– контроль за реализацией антикоррупционных мероприятий в ОО, предусмотренных планом мероприятий по противодействию коррупции; – содействие формированию системы антикоррупционной пропаганды и антикоррупционного мировоззрения, гражданским инициативам, направленным на противодействие коррупции у частников образовательных отношений.
Основным документом, на основе которого действует комиссия, является Положение о Комиссии по противодействию коррупции в ОО. Положение должно содержать следующие структурные компоненты:
– Общие положения
– Состав и порядок формирования комиссии
– Задачи деятельности комиссии
– Полномочия комиссии
– Организация работы и обеспечение деятельности комиссии Работа комиссии по противодействию коррупции в ОО планируется ежегодно на конкретный учебный год.
План работы Комиссии по 20 противодействию коррупции в ОО утверждается приказом ОО до начала текущего учебного года (в августе).
3. Составление перечня коррупционно-опасных функций и должностей в образовательной организации. О необходимости и важности составления такого акта мы уже говорили в предыдущем разделе данных методических рекомендаций. Каждая образовательная организация должна определять собственный перечень в соответствии со спецификой своей деятельности. Так, в общеобразовательных организациях к числу функций, которые могут являться коррупционно-опасными, можно отнести:
- Предоставление услуги «Зачисление в образовательное учреждение».
- Предоставление услуги «Предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках».
- Проведение аттестации работников.
- Осуществление мероприятий по финансовому обеспечению деятельности ОО. - Подготовка и подписание платежных и иных финансовых документов (договоров, счетов, актов приемки выполненных работ и т.п.).
- Подготовка документов и принятие решений об установлении оплаты труда, выплат стимулирующего и компенсационного характера.
- Подготовка и согласование наградных документов на присвоение сотрудникам ОО государственных и ведомственных наград.
- Хранение и распределение материальных ресурсов и др. Данный перечень должен быть утвержден Приказом образовательной организации и расположен на официальном сайте ОО в разделе «Противодействие коррупции»
4. Составление Памятки об ограничениях, запретах и обязанностях работников, установленных в целях противодействия коррупции.
Данная Памятка составляется в целях установления единой для всех работников системы запретов и ограничений, обеспечивающих предупреждение коррупции в образовательной организации.
5. Разработка Кодекса этики и служебного поведения сотрудников образовательной организации. Данный Кодекс разрабатывается с целью создания эффективной системы противодействия коррупции в ОО, а также формирования корпоративной культуры в ОО, улучшения имиджа учреждения, оптимизации взаимодействия с внешней средой и внутри образовательной организации.
Кодекс должен содержать следующие структурные компоненты: Общие положения Основные принципы и правила служебного поведения Ответственность за нарушение Кодекса - Составление Правил обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства.
Вокруг подарков преподавателям нередко возникают самые жаркие споры на предмет коррупционной составляющей. Одни рассматривают подарки как способ отблагодарить преподавателей, другие – как позорную традицию, которая прививает студентам толерантность к коррупции.
Чтобы не перейти эту тонкую черту от выражения знака внимания и благодарности преподавателю к даче взятке, необходимо обеспечить единообразие в понимании роли и места деловых подарков, минимизировать риски, связанные с возможным злоупотреблением в области деловых подарков, поддерживать в образовательной организации культуру, в которой деловые подарки рассматриваются только как инструмент для установления и поддержания деловых отношений и проявление общепринятой вежливости.
Все эти задачи, а также направления деятельности по их решению, должны быть отражены в еще одном локальном акте образовательной организации – Правилах обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства.
7. Положение о конфликте интересов и мерах по его урегулированию.
Мы уже приводили в первом разделе данных методических рекомендаций определение понятия Конфликта интересов. Вкратце приведем его еще раз – это ситуация, при которой личная заинтересованность работника влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при котором возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и законными интересами граждан, организации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций. В целях выявления и урегулирования конфликта интересов составляется Положение, которое должно содержать следующие структурные компоненты:
– Общие положения
– Принципы работы по управлению конфликтами
– Основные обязанности сотрудников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов
– Виды раскрытия конфликта интересов
– Порядок урегулирования конфликта интересов
– Меры по предотвращению конфликта интересов К Положению о конфликте интересов и мерах по его урегулированию прилагается Декларация конфликта интересов.
Таким образом, в образовательной организации должен быть разработан целый комплекс документов, которые определяют направления и содержание работы по профилактике и противодействию коррупции в образовательных организациях.
2.2 Размещение информации о противодействии коррупции на официальном сайте образовательной организации
Сегодня большое значение придается информационной открытости образовательной организации. Одним из стратегических инструментов открытости и доступности информации является официальный сайт ОО.
К структуре и содержанию сайта предъявляются конкретные требования приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
Эти документы не обязуют образовательные организации создавать специальный раздел «Противодействие коррупции», однако его необходимость обусловлена требованиями целого ряда нормативных документов по вопросам противодействия коррупции, перечень которых приводится нами в первом разделе данных методических рекомендаций.
В связи с этим, рассмотрим ряд рекомендаций, которые могут применяться к разработке и наполнению информацией раздела «Противодействие коррупции» на официальном сайте образовательной организации.
1. Раздел «Противодействие коррупции» рекомендуется располагать в меню сайта таким образом, чтобы доступ к нему был обеспечен с главной страницы, на которую попадает посетитель официального сайта образовательной организации.
2. В данном разделе рекомендуется располагать все локальные акты, а также иные документы, которые разработаны в образовательной организации с целью организации работы по профилактике и противодействию коррупции в образовательных организациях:
– Антикоррупционная политика ОО
– Приказ о создании Комиссии по противодействию коррупции в ОО
– Положение о Комиссии по противодействию коррупции в ОО
– План работы Комиссии по противодействию коррупции в ОО – Перечень коррупционно-опасных функций и должностей в ОО
– Памятка об ограничениях, запретах и обязанностях работников, установленных в целях противодействия коррупции в ОО
– Кодекса этики и служебного поведения сотрудников ОО 23
– Правил обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства в ОО
– Положение о конфликте интересов в ОО и мерах по его урегулированию.
Кроме того, в данном разделе должна размещаться информация о возможностях граждан заявить об обнаружении фактов коррупционной составляющей в деятельности должностных лиц или организации в целом.
2.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Образование является существенной сферой государственной политики, и одновременно, его целевая функция – воспитание гражданина, совпадает с целью общества. В компетенции образования – духовное, интеллектуальное и нравственное становление самого человека, воспроизводство его личностных качеств, развитие его гражданственности. Целью антикоррупционного воспитания является формирование у обучающихся ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. Задачи антикоррупционного воспитания: - Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями. - Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции. - Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.
- Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:
- отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
- антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;
- обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия преподавателей и обучающихся;
- педагогическая деятельность по формированию у обучающихся антикоррупционного мировоззрения.