Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мечетновская средняя общеобразовательная школа»

 

Рассмотрено на заседании:

педагогического совета школы

протокол № 1 от «31» августа2016 г.

 

УТВЕРЖДЕНО

И.о.директора МБОУ Мечетновская СОШ

_______________________Е.Д. Финенко

«31» августа 2016 г.

Основная образовательная программа

дополнительного образования детей и взрослых

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Мечетновская средняя общеобразовательная школа»

2016 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
    1. Актуальность и педагогическая целесообразность реализации программы дополнительного образования в школе.
    2. Принципы реализации ДОД
    3. Цели и задачи
  2. Концептуальная основа дополнительного образования детей в МБОУ Мечетновская СОШ
    1. Нормативно-правовая база
    2. Эффективность и результативность в области ДОД
    3. Связь с социумом.
    4. Перспектива развития дополнительного образования
    5. Организация методического сопровождения педагогов
  3. Образовательный блок
    1. Учебный план
    2. Расписание занятий
    3. Дополнительные образовательные программы
    4. Результативность образовательного блока
  4. Партнёрство в рамках программы дополнительного образования

       Способы организации дополнительного образования детей в современной школе

     Приоритетные направления дополнительного образования в школе:

  • Физкультурно-спортивное направление.
  • Военно-патриотическое направление.
  • Художественно-эстетическое направление.
  • Эколого-биологическое направление.
  1. Ожидаемые результаты программы дополнительного образования в МБОУ Мечетновская СОШ
  2. Заключение
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. Актуальность и педагогическая целесообразность.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования - дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Дополнительное образование детей и взрослых - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основу современного дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок. Здесь обучение детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами. "Изюминка" дополнительного образования состоит в том, что все его программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.

Многие дополнительные образовательные программы являются прямым продолжением базовых образовательных программ и дают при этом детям необходимые для жизни практические навыки. Уникальный образовательный потенциал дополнительного образования в дальнейшем может активно использоваться в процессе введения профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Широк спектр возможностей дополнительного образования в плане организации внеурочной деятельности детей за пределами времени, отведенного на основные школьные предметы. На базе дополнительных образовательных программ, разработанных по различным направлениям творческой деятельности детей, в школе действуют кружки, спортивные секции, соответствующие многообразию интересов обучающихся. Это позволяет активизировать личностную составляющую обучения, увидеть в детях не только обучающихся, но и живых людей со своими предпочтениями, интересами, склонностями, способностями.

Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Большое количество детских коллективов, не связанных напрямую с учебной деятельностью, создает благоприятную возможность для расширения поля межличностного взаимодействия обучающихся разного возраста и сплочения на этой основе узнавших друг друга детей в единый школьный коллектив. А массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках, конкурсно-игровых программах, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного духа «своей» школы, чувства гордости за нее.

Нужно отметить ещё одну уникальную особенность дополнительного образования - дать растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха (и притом неоднократно!). Поскольку в системе дополнительного образования палитра выбора детьми сферы приложения интересов чрезвычайно широка, практически каждый обучающийся может найти себя и достигнуть определенного успеха в том или ином виде деятельности. Этот момент чрезвычайно важен для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

  1. Принципы:

При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы:

  1. Принцип доступности. Дополнительное образование - образование доступное. Здесь могут заниматься любые дети - «обычные», еще не нашедшие своего особого призвания; одаренные; «проблемные» - с отклонениями в развитии, в поведении, дети-инвалиды. При этом система дополнительного образования детей является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования. Одной из главных гарантий реализации принципа равенства образовательных возможностей является бесплатность предоставляемых школой услуг.
  2. Принцип природосообразности. В дополнительном образовании детей все программы отвечают тем или иным потребностям и интересам детей, они как бы «идут за ребенком», в отличие от школы, которая вынуждена «подгонять» ученика под программу (федеральный и региональный стандарт). Если в дополнительном образовании программа не соответствует запросам ее основных потребителей или перестает пользоваться спросом, она просто "уходит со сцены".
  3. Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать порицаниям.

Тесно взаимосвязаны между собой принцип свободного выбора и ответственности и принцип развития.

  1. Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет обучающемуся и педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута: программы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа продвижения и т.п., максимально отвечающей особенностям личностного развития каждого и оптимально удовлетворяющих интересы, потребности, возможности творческой самореализации.
  2. Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды образования, которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого обучающегося, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов дополнительного образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловой статус системы дополнительного образования - развитие личности воспитанника. Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию.
  3. Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования.

Органическая связь общего, дополнительного образования и образовательно-­культурного досуга детей способствует обогащению образовательной среды школы новыми возможностями созидательно-творческой деятельности.

Интеграция всех видов образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт.

  1. Принцип социализации и личной значимости предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.
  2. Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей, своевременную корректировку содержания образовательных программ. А это, как известно, и есть самый мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету. Именно в системе дополнительного образования детей существую такие программы, которые позволяют прибрести ребенку не абстрактную информацию, нередко далекую от реальной жизни, а практически ориентированные знания и навыки, которые на деле помогают ему адаптироваться в многообразии окружающей жизни, например, «Пресс цент», школа юного экскурсовода- «Мечетновец», начальная военная подготовка – «Ворошиловский стрелок» и др.
  3. Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственно-эмоциональной сферы ученика, нравственно-творческого отношения и является доминантой программ дополнительного образования, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов, образовательной среды.
  4. Принцип диалога культур. Ориентация на данный принцип означает не только формирование условий для развития общей культуры личности, но и через диалог культур, организацию системы непрерывного постижения эстетических и этических ценностей поликультурного пространства. В системе дополнительного образования траектория эстетического воспитания, восприятия и переживания прекрасного, понимания творчества по законам красоты развивается к созданию культурных ценностей, как в искусстве, так и вне его. Например, в сфере познавательной и трудовой деятельностей, быту, спорте, поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности воспитанников.
  5. Принцип деятельностного подхода.

Через систему мероприятий (дел, акций) обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.

  1. Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование социально значимой модели существования в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности к самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству в любом его проявлении. Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) - творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов.
  2. Принцип разновозрастного единства.

Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

  1. Принцип поддержки инициативности и активности

Реализация дополнительного образования предполагает инициирование, активизацию, поддержку и поощрение любых начинаний обучающихся.

  1. Принцип открытости системы.

Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры и образования Красногвардейского района направлена на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.

  1. Цели и задачи.

Основная цель дополнительного образования - развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ в интересах личности.

Задачи:

  1. Сформировать систему дополнительного образования в школе, способную дать возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать условия для полной занятости обучающихся.
  2. Охватить максимальное количество обучающихся дополнительным образованием.
  3. Сформировать условия для успешности обучающихся.
  4. Организовать социально-значимый досуг.
  5. Разработать и реализовать дополнительные образовательные программы, максимально удовлетворяющие запросам обучающихся.
  6. Привить обучающимся навыки проектной и исследовательской деятельности.
  7. Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию детей и подростков.
  8. Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить внеурочную занятость подростков «группы риска».
  9. Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; создать методическую копилку дополнительного образования в школе.

С учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:

  1. Начальное общее образование.

Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».

  1. Основное общее образование.

Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.

  1. Среднее общее образование

Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

Режим работы:

Очень важно то, что дополнительное образование осуществляется круглогодично («образование без каникул»), поскольку в летний период в его рамках организуется летнее оздоровление, самостоятельная исследовательская и творческая деятельность детей. Этим обеспечивается отсутствие строго фиксированных сроков его завершения, своего рода перманентность образовательного процесса.

Занятия возможны практически с любого возраста (от 7 до 18 лет), при любом уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в интересующее его направление деятельности. Дополнительно образовываться - никогда не поздно, и это делает данную сферу существенным фактором непрерывного образования личности.

  1. Концептуальная основа дополнительного образования детей в МБОУ Мечетновская СОШ.

Главной специфической чертой развития дополнительного образования в школе должна быть опора на содержание основного образования. Интеграция основного и дополнительного образования может обеспечить:

  • целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразием;
  • определённую стабильность и постоянное развитие;
  • необходимый уровень знаний, умений, навыков обучающихся и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно-нравственных качеств, социальной активности;
  • сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;
  • поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов;
  • сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми.
  1. Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дополнительного образования в МБОУ Мечетновская СОШ:
  • Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993 г.)
  • Трудовой кодекс РФ.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. (Принят Государственной Думой 21.05.1999г., в редакции Федерального закона от 13.01. 2001г. № 1-ФЗ).
  • Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования приказ № 374 от 6.10.2009 года.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования приказ № 1897 от 17.12.2010 года.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования приказ № 413 от 17.05.2012 года.
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.07.2012 N 731, от 24.09.2012 N 957).
  • Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
  • СанПиН 2.4.4. 1251-03 (утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно­ эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  1. Эффективность и результативность работы педагогического коллектива в областидополнительного образования

Основными показателями эффективности и результативности работы педагогов дополнительного образования МБОУ Мечетновская СОШ являются:

-     заинтересованность обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих) в реализации дополнительного образования в школе;

-      творческие достижения обучающихся (результаты участия в выставках декоративно-прикладного творчества, спортивных соревнованиях, научно - практических конференциях, интеллектуальных олимпиадах и творческих конкурсах) муниципального, регионального и федерального уровней;

  1. Связь с социумом.   Перспектива развития дополнительного образования

Перспективой развития дополнительного образования МБОУ Мечетновская СОШ является:

-     расширение спектра услуг дополнительного образования и интеграция общего и дополнительного образования;

-          развитие маркетинговой деятельности - изучение и формирование социального заказа на образование, механизмов формирования заказа, рекламы деятельности, разработка предложений и т.д., что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;

-     изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образовательного процесса, больше внимания уделять технологиям интеграции.

-          улучшение материально-технической базы ОУ для осуществления качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности за счёт реализации платных дополнительных образовательных услуг, добровольных пожертвований, спонсорских средств.

  1. Организация методического сопровождения педагогов по вопросам организации дополнительного образования в школе, интеграции общего и дополнительного образования: методические объединения, семинары, практикумы, мастер-классы и т.д.
    1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" предопределяет необходимость и обязательность учебного плана в качестве нормативно-регулирующего средства деятельности всех типов и видов учреждений образования. Закон предоставляет право самостоятельного выбора формы учебного плана в соответствии с целями, концепцией, содержанием образовательных программ.

В МБОУ Мечетновская СОШ составлен учебный план школы по дополнительному образованию.

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

КРУЖКИ, ОРГАНИЗОВАННЫЕ ШКОЛОЙ

№ п/п направление

название кружка,

Количество

часов

классы
1 Социально-педагогическое Объединение по безопасности жизнедеятельности «ДЮП» 1 8-11
2 Объединение по безопасности жизнедеятельности «ЮИД» 1 4-6
3 Патриотический клуб «Патрит» 1 5-8
  Пресс центр «Сверстник» 1 5-11
 

Компьютерное моделирование

2 8-11
4 Естественно – научное Объединение по изучению природы родного края «Эко село» 1 8-11
5

Художественное

Кружевная сказка 2 4-5
 

Бумажная фантазия

1 1-4
6 Хоровое объединение «Звонкие голоса»

2

1-7
7

Физкультурно – спортивное

Спортивное объединение «Футбол» (М) 2 5-11
8 Спортивное объединение «Баскетбол» (Д) 2 5-11
9 «Ворошиловский стрелок» 1 8-11
10 Туристско-краеведческое Объединение по исследованию истории родного края «Мечетновец» 1 8-10

Работа школы по дополнительному образованию также осуществляется согласно расписанию занятий.

Расписание занятий - нормативный, управленческий документ, регулирующий организацию учебных занятий и обеспечивающий реализацию учебных планов и программ.

Составление расписания регулируется следующими документами: «Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей», уставом школы, учебным планом, образовательными программами педагогов. При составлении расписания учитывается загруженность кабинетов и учебных помещений, возраст обучающихся, год занятий по программе. В расписании указываются: ФИО педагога, его нагрузка в неделю, учебный предмет, время и продолжительность занятий.

Расписание занятий

название кружка, работающего

в здании школы

ФИО руководителя кружка дни недели часы время
Объединение по безопасности жизнедеятельности «ДЮП» Петухов Владимир Георгиевич вторник 1 15.00-16.45
Объединение по безопасности жизнедеятельности «ЮИД» Головатова Елена Васильевна среда 1 16.45-17.30

Патриотический клуб «Патрит»

Коваленко Светлана Владимировна среда 1 15.00-15.45

Пресс центр

«Сверстник»

Наумова Елена Хачиковна среда 1 14.40-15.25
Компьютерное моделирование Маштаков Игорь Иванович пятница 2 14.20- 15.50
Объединение по изучению природы родного края «Эко село» Ермолова Галина Григорьевна пятница 1 15.00-15.45

«Кружевная сказка»

Кружок вязания крючком

Наумова Елена Хатчиковна понедельник 2 15.00-16.30
Объединение «Бумажная фантазия»

Губская Алла

Васильевна

четверг 1 14.30-15.15
Хоровое объединение «Звонкие голоса» Гатауллина Вера Евгеньевна четверг

2

14.40-16.20
Спортивное объединение «Футбол» (М) Петухов Владимир Георгиевич понедельник 2 16.40-18.20
Спортивное объединение «Баскетбол» (Д) Петухов Владимир Георгиевич четверг 2 17.20-18.50
Спортивное объединение «Ворошиловский стрелок» Коваленко Светлана Владимировна понедельник 1 15.00-15.45
Объединение по исследованию истории родного края «Мечетновец» Ермолова Галина Григорьевна среда 1 15.00-15.45
  1. Дополнительные образовательные программы.

Программа (греч. - распоряжение) - это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющих последовательности действий по достижению поставленной цели.

Педагоги дополнительного образования сегодня живут в режиме поиска, имеют свободу выбора действий, открыта дорога для их творчества. В отличие от учителей-предметников, им не предлагаются готовые стандартизированные курсы; они сами конструируют программы, сценарии, занятия. Однако педагоги имеют право пользоваться типовыми и авторскими программами дополнительного образования, отобразив данный факт в пояснительной записке своей программы.

В целях повышения качества педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей соблюдаются общие требования, которым отвечают образовательные программы.

Во-первых, программы дополнительного образования детей соответствуют Закону Российской Федерации «Об образовании» и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Во-вторых, программы дополнительного образования, реализуемые в свободное от основной учебной нагрузки время, исключают общее повышение учебной нагрузки и утомляемости детей за счет:

  • обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, форм деятельности и общения;
  • организации естественных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра);
  • использования интерактивных способов усвоения образовательного материала.

Данное требование исходит из того, что занятия в школе обеспечивают в полном объеме максимальный уровень учебной нагрузки на ребенка школьного возраста, установленный Базисным учебным планом.

В-третьих, образовательные программы, реализуемые в системе дополнительного образования детей, обладают рядом качеств; в их числе:

  • актуальность (ориентирована на решение наиболее значимых проблем для внешкольного образования);
  • прогностичность (отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня; способна соответствовать изменяющимся условиям и требованиям к реализации программы);
  • реалистичность (определяет цели, способы их достижения и имеющиеся ресурсы для получения максимально полезного результата);
  • чувствительность к сбоям (возможность своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных программой);
    • целостность (полнота и согласованность действий, необходимых для достижения целей);
    • контролируемость (наличие способа проверки реально полученных результатов на их соответствие промежуточным и конечным целям);
    • преемственность и согласованность ее содержания с образовательными программами общеобразовательной школы;
    • практическая значимость, технологичность (доступность для использования в педагогической практике);
    • сбалансированность по всем ресурсам (кадровым, финансовым, материально-техническим, научно-методическим).

Программа отражает некие обязательства, которые берет на себя педагог, - обязательства внести конкретный вклад в обучение, воспитание и развитие обучающегося средствами своего учебного курса.

Разрабатывая, модифицируя и адаптируя программы дополнительного образования, педагоги должны ориентироваться на «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844), соблюдать все рекомендации.

  1. Результативность образовательного блока

Определяя результаты реализации дополнительных образовательных программ, необходимо различать среди них следующие:

-         выделенные по времени фиксирования: конечные (итоговые), промежуточные, текущие;

-           по факту преднамеренности: планируемые (запланированные, предусмотренные) и стихийно полученные (незапланированные, случайные, непреднамеренные);

-по отношению к целям (по соотношению с целями): “целесообразные” и “нецелесообразные (т.е. соответствующие поставленным целям и задачам и не соответствующие им полностью или частично);

-   по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки);

-   по степени значимости: значимые (социально, личностно, профессионально) в высокой, средней, низкой степени и малозначимые (незначимые).

Оценка образовательной деятельности ребенка должна осуществляться по учебным (чаще всего предметным) параметрам. При этом о результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. И это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны.

Но далеко не каждый ребёнок способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Также фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты.

Конечно, формирование личностных качеств - процесс длительный, он носит отсроченный характер, их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей, причем во всей их полноте, необходимо каждому педагогу. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования детей.

Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. О ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:

  • предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки);
  • личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).

Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.

Формы проведения аттестации детей по программе могут быть самыми разнообразными: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка, олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита творческой работы, сдача нормативов, конференция, полевая практика, зачетный поход и т.п.

Главные требования при выборе формы - она должна быть понятна детям; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, не способного достичь определенного успеха.

  1. ПАРТНЁРСТВО В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МБОУ Мечетновская СОШ является открытой социально-педагогической системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дополнительного образования коллектив школы видит в установлении прочных связей с социумом.

Внеклассная деятельность в школе строится на сотворчестве учитель-ученик-родитель. МБОУ Мечетновская СОШ активно сотрудничает с другими организациями:

         Дом детского творчества Семикаракорского района,

МБОУ ДОД «Семикаракорская детская школа искусств»,

Детская спортивная школа,

отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Семикаракорского района,

Мечетновская сельская библиотека,

Дом Культуры х.Мечетный,

               Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию обучающихся и конкретной деятельности. Развитие социальных связей МБОУ Мечетновская СОШ с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первого класса, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями (законными представителями), строящиеся на идее социального партнерства.

Процесс взаимодействия с социальными партнерами способствует росту профессионального мастерства всех специалистов и педагогов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус нашего учреждения.

Коллектив школы строит связи с социумом на основе следующих принципов:

ü     добровольность;

ü     равноправие сторон;

ü     уважение интересов друг друга;

ü     соблюдение законов и иных нормативных актов;

ü     обязательность исполнения договоренности;

ü     ответственность за нарушение соглашений.

  1. Способы организации дополнительного образования детей в современной школе

В школе сфера дополнительного образования стала открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. Как показала практика, обучение детей по новым дополнительным образовательным программам положительно влияет на рост интереса школьников к гуманитарным предметам основной школы, а главное - создает основу допрофессиональной подготовки старшеклассников по ряду направлений. Нередко здесь образование строят, идя не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот. Вторая, внеурочная, половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками. Причем это влияние разнопланово.

ü           Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы. Дополнительные образовательные программы:

ü    углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам;

ü    делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;

ü    стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;

ü    повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

ü               Во-вторых, школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

ü               Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

ü               Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

ü    выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

ü    способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

ü    обеспечить каждому ученику "ситуацию успеха";

ü    содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

         Конечно, далеко всегда школа способна сегодня решать эти задачи. Однако совершенно очевидно и то, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

           Педагогическая целесообразность.

ü    Педагогический коллектив школы является стабильным, однако вливаются в сплоченный коллектив молодые педагоги, которые ориентированы на инновационную деятельность, быстро и адекватно реагирует на изменения во внешней среде.

ü    Система дополнительного образования может выступать как фактор, определяющий дополнительные конкурентные преимущества учащимся школы. Развитие системы дополнительного образования создает условия для неформального общения и творчества ее участников, поиска наиболее органичных для ребенка форм самовыражения: в музыке, занятиях спортом и т.д. Развитие системы дополнительного образования создает дополнительные условия для формирования коммуникативной, информационной, социальной компетентностей.

      

Система дополнительного образования школы ставит следующие социально-педагогические задачи:

ü    -         выявление и развитие способностей каждого ребенка;

ü    -         формирование духовно-богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности;

ü    -        формирование устойчивой мотивации для нравственного совершенствования личности ребенка, первичной профессиональной ориентации;

ü    -         организация полноценного использования свободного времени для духовного и творческого развития;

ü    -         моделирование целостного воспитательного комплекса.

           Система дополнительного образования в школе функционирует в течение учебного года и позволяет коллективам показать свои достижения посредством творческих отчетов, концертов. Создаются условия для непрерывного процесса (урочного, внеурочного) развития творческой личности.

ü               Комплектование объединений по интересам организуется на добровольной основе (детей, родителей, педагогов), с учетом социального заказа.

Приоритетным направлением дополнительного образования в школе является:

ü    Туристско-краеведческое направление

ü    Физкультурно – спортивное направление

ü    Художественное направление

ü    Естественно – научное направление

ü    Социально-педагогическое направление

При организации дополнительного образования детей в школе мы опираемся на следующие приоритетные принципы:

ü         Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности

ü       Ориентацию на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

ü       Возможность его свободного самоопределения и самореализации

ü       Единство общения, воспитания, развития

ü       Система дополнительного образования в нашей школе создает условия для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную направленность (дискуссионные клубы, вечера с интересными людьми, экскурсии, посещение музеев с последующим обсуждением, социально-значимые дела, трудовые акции)

         Усилена значимость досугового компонента школы, что выражается в создании более благоприятных условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МБОУ        Мечетновская СОШ.

Критерии результативности.

В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим критериям:

  • рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
  • удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию;
  • удельный вес образовательных учреждений, вовлеченных в воспитательную деятельность по формированию инициативности и творчества через ресурсы дополнительного образования;
  • удельный вес обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме;
  • положительная динамика физического и психического здоровья школьников;
  • удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;
  • рост числа обучающихся, охваченных содержательно-досуговой деятельностью;
  • уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ОДН, КДН, на внутришкольном контроле;
  • увеличение числа педагогов в ОУ и УДОД, вовлеченных в процесс формирования творческой личности школьников в пространстве дополнительного образования.

В ходе мониторинга необходима корректировка планов воспитательной работы педагогов, классных руководителей, консультации психолога для педагогов, родителей (лиц их заменяющих), детей. Процесс интеграции общего и дополнительного образования предусматривает доработку и обновление критериев эффективности.

  1. Контроль результативности дополнительного образования в школе, его интеграции с общим образованием коллектив школы планирует осуществлять путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих).
    1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Простейшие арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий, оставшиеся дни года, еще треть его времени, не занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободен от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которых ему предоставляют естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта, вполне могут быть и ценности дополнительного образования. Никто не имеет права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя. Достаточно выбрать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причем делать это прямо в школе, не обрекая ребенка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне. При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение его будущей профессии.

Наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс, пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка. Дополнительное образование призвано обеспечить дополнительные возможности для духовного, интеллектуального, физического развития, удовлетворению творческих и образовательных потребностей современного человека.