Рассмотрено на заседании: педагогического совета школы протокол № 1 от «31» августа2016 г. |
УТВЕРЖДЕНО И.о.директора МБОУ Мечетновская СОШ _______________________Е.Д. Финенко «31» августа 2016 г. |
Положение о психологической службе
в МБОУ Мечетновская СОШ
- 1.Общие положения
- 1.1 Психологическая служба – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности МБОУ Мечетновская СОШ (далее – школа).
- 1.2 Психологическая служба школы подчиняется: по административной линии – директору школы. Деятельность психологической службы школы ориентирована как на обучающихся, воспитанников, так и на административных и педагогических работников, их психологическую поддержку и обеспечение их психологического здоровья.
- 1.3 Основной целью деятельности службы является психолого-педагогическое сопровождение модернизации образовательного процесса, оказание психологической помощи обучающимся, сохранение и укрепление психологического здоровья, оказание поддержки талантливым и одаренным детям и уязвимым категориям детей.
- 1.4 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется на нескольких уровнях: индивидуальном, групповом.
- 1.5 Психологическая помощь в образовательной организации оказывается безвозмездно всем участникам образовательного процесса: учащимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам образовательной организации.
- 1.6 Проведение любых видов психологической работы с детьми в школе осуществляется при наличии письменного согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних в возрасте от 5 до 13 лет (кроме случаев признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, оказавшимся в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера; при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно (по электронной почте, по телефону) или письменного согласия несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 17 лет. Согласие может быть оформлено отдельным заявлением о согласии на проведение психологической работы с ребенком.
- 1.7 Педагог - психолог психологической службы осуществляет свою деятельность, руководствуясь запросами родителей (законных представителей) и обучающихся, администрации, педагогов, настоящим Положением.
- 1.8 Сотрудник психологической службы осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией и родителями (законными представителями) обучающихся.
2. Основными видами деятельности психологической службы являются:
2.1 Школьная психодиагностика.
Данная работа ориентирована на различные возрастные группы и имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. Психодиагностические данные необходимы для: составления социально-психологического портрета обучающегося, (описания его школьного статуса), воспитанника;
- определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и имеющим проблемы с психическим самочувствием;
- выбора средств и форм психологического сопровождения обучающихся, воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения (с индивидуальным маршрутом развития).
2.2 Психокоррекционная и развивающая работа с обучающимися, воспитанниками.
Этот вид деятельности обеспечивает целостное воздействие на личность обучающегося, воспитанника.
Развивающая работа ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития обучающихся, воспитанников, на влияние прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферу психической жизни и самосознание детей.
Психокоррекционная работа ориентирована на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия, то есть на обучающегося с различными психологическими проблемами и направлена на их решение.
2.3. Консультирование и просвещение обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов.
2.3.1 Консультирование и просвещение обучающихся
Психологическое просвещение обучающихся ориентировано на создание условий для активного усвоения и использования обучающимися социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. Консультирование обучающихся может иметь различное содержание. В рамках индивидуальной работы психологов с обучающимися в области консультирования могут быть решены следующие задачи:
- оказание помощи подросткам, испытывающим трудности в обучении, общении или имеющим проблемы с психическим самочувствием;
- оказание поддержки талантливым и одаренным детям.
- обучение подростков навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
- оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
2.3.2. Консультирование и просвещение педагогов.
В консультировании педагогов можно выделить два направления:
- консультирование педагогов-предметников и классных руководителей по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания;
- социально-посредническая работа психологической службы в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родители (законные представители), ученик-ученик и др.
Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могут получить профессионально и личностно значимое для них знание, позволяющее:
- организовать эффективный процесс предметного обучения учащихся с содержательной и методической точек зрения;
- построить взаимоотношения с обучающимися и коллегами;
- осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.
2.3.3 Консультирование и просвещение родителей (законных представителей).
Основная цель этого вида работы – создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, то есть создание ситуации сотрудничества и формирование ответственного отношения родителей (законных представителей) к проблемам школьного обучения и развития ребенка
3. Ответственность работника психологической службы.
Сотрудник психологической службы несёт персональную ответственность за:
- точность психологического диагноза;
- адекватность диагностических и коррекционных методов;
- ход и результаты работы с обучающимися, воспитанниками;
- обоснованность выдаваемых рекомендаций.
Специалист психологической службы несёт ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований и другой документации службы.
4. Обязанности и права сотрудника психологической службы.
Работник психологической службы обязан:
4.1. Руководствоваться соответствующими директивными и нормативными документами РФ, настоящим Положением и другими документами, регламентирующими деятельность службы.
4.2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции.
4.3. Знать новейшие достижения психологической науки, применять современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы.
4.4. Препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работы лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.
4.5. В решении всех вопросов исходить только из интересов ребенка, его полноценного развития.
4.6. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической или коррекционной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим.
4.7. Оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психологического развития детей, индивидуального подхода к ребенку, оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем.
4.8. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом школы, с родителями (законными представителями).
4.9. По запросам администрации подготавливать необходимые материалы для психолого-медико-педагогических консультаций; участвовать в рассмотрении спорных вопросов воспитания детей.
4.10. Выполнять распоряжения администрации школы, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой, если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных знаний.
5. Права работника психологической службы.
Работник психологической службы имеет право:
5.1. Определять приоритетные направления работы с учётом конкретных условий учебно-воспитательного процесса школы.
5.2. Формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ.
5.3. Знакомиться с документацией школы, обращаться с запросами в медицинские учреждения.
5.4. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссий, решающих судьбу детей. В случае несогласия с принятым решением обратиться в вышестоящую инстанцию и довести своё мнение.
5.5. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности, проводить в школе групповые и индивидуальные психологические исследования и эксперименты для исследовательских целей, выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и пр.
5.6. Обращаться в центры психологической помощи и профориентации по вопросам профессионального самоопределения школьников и другим вопросам, связанным с защитой интересов ребенка.
6. Документация педагога-психолога.
1. План работы педагога-психолога на год.
2. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
3. Программы групповых и индивидуальных занятий.
4. Документы по итогам обследования детей.
5. Режим работы.
6. Журналы.