Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ гарантируетобщедоступность и бесплатность дошкольного, школьного, дополнительного и среднего профессионального образования детей, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Формы получения

образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

Для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ создаются специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения. К ним относятся: специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, не являющихся коррекционными.

Такая интеграция возможна в разных формах (Гл. 2 ст.17 Федерального закона «Об образовании в РФ»):

1) Дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут посещать обычные классы и учиться вместе со здоровыми детьми за одной партой. Независимо от того, в какой форме происходит обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в общеобразовательных учреждениях, не являющихся коррекционными, должны быть созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения, а также для их пребывания и обучения в учреждении.

2)На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, могут получать образование по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

В качестве эффективного средства организации образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ на дому, применяется электронное обучение, с использованием дистанционных образовательных технологий (Гл.2 ст.16 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

3) Обучение в форме семейного образованияосуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с главой 4 статьи 34 часть 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

«Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Статус ОВЗ как в школьном, так и дошкольном возрасте дает:

1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;

2. Право на особый подход со стороны обучающих педагогов, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;

3. По окончании 9 и 11 класса право на выбор сдачи государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме государственного выпускного экзамена (упрощенная форма) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);

4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;

5. К детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания на протяжении всего периода обучения;

6. Право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т.е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития.

Необходимо помнить, что статус «ребенок с ОВЗ» может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу, либо из начального звена школы в среднее, ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус.